АРХАИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Автор: | 20.07.2015

АРХАИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Искусство Ранней эпохи Древнего Египта (предположительно 3100 г. до н. э.) очень интересно и важно в связи с исследованиями о происхождении цивилизации и зарождении великого государства на берегах Нила. Его составляют памятники, найденные археологами на местах поселений того времени. Это уникальные архетиктурные постройки Саккары и Абидоса, скульптура, цветная керамика, различные предметы мелкой пластики и предметы обрядового назначения. В отечественной египтологической литературе подробную информацию об искусстве Раннего времени можно найти в книгах: Матье М. Э. Искусство Древнего Египта\\Глава I. Искусство Раннего Царства (1961); Шеркова Т. А. Око Хора: Египет на пути к раннему государству (2004); а так в переведённой на русский язык книге Эмери У. Б. «Архаический Египет», где можно увидеть фотографии монументальных фасадов царских гробниц в Саккаре.

Западный фасад усыпальницы царицы Мерьет-Нейт (Саккара).

Западный фасад усыпальницы царицы Мерьет-Нейт (Саккара).

Многие предметы искусства Раннего периода представляют собой вотивные предметы, которые закладывались в специальные тайники в фундаменте при постройке храма. При перестройке храма, или постройке нового на месте более древнего, вотивные предметы бережно «перезахоранивались» в новом фундаменте. Это делалось для создания сакральной связи будущего храма с высшим миром и магической защищённости его материала. Такими местами являются: храм Хора в Нехене (где были найдены знаменитая палетка и навершие булавы Хора Нармера), храм в Абидосе, Сатис на острове Элефантина, храмы в Восточной Дельте Нила – в Тель Ибрагим Аваде и в Тель эль-Фарха (подробнее об этих храмах см. Шеркова Т. А. Око Хора: Часть III. Египет на пути к объединению. Сложение института царской власти.).

В связи с этим очень интересна подборка памятников из Ашмолеанского музея, которые были показаны в марте 2011 года на выставке в Музее Института Востоковедения Чикагского Университета «До пирамид: Происхождение египетской цивилизации».

Еринская Н. А.
Произведения искусства Ранней эпохи египетской культуры

на выставке Института Востоковедения Чикагского Университета
Специальный перевод: Колесьянкин Р. Б.

  Кремниевые наконечники для стрел, датируемые поздним Неолитом или периодом Энеолита (4500-3600 гг. до н.э.)

Кремниевые наконечники для стрел, датируемые поздним Неолитом или периодом Энеолита (4500-3600 гг. до н.э.)

Палетка в образе слона. Нагада II (3800-3300 гг. до н.э.)

Палетка в образе слона. Нагада II (3800-3300 гг. до н.э.)

Каменный сосуд в форме птицы. Нагада III (3200-3100 гг. до н. э.)

Каменный сосуд в форме птицы. Нагада III (3200-3100 гг. до н. э.)

Палетка с изображением двух связанных пленников, найдена в Иераконполе. Датируется Поздним Додинастическим периодом. (Ашмолеанский музей, Оксфорд)

Палетка с изображением двух связанных пленников, найдена в Иераконполе. Датируется Поздним Додинастическим периодом. (Ашмолеанский музей, Оксфорд)

Большой фрагмент каменной палетки, изображает сцену поражения своих врагов соколом, которого олицетворял египетский фараон. На оборотной стороне этого фрагмента (справа) изображена мистическая композиция, в виде культивируемого пальмового дерева, символизирующего Порядок, и контрастирующего с ним изображения животного с длинной шеей, олицетворяющего Хаос.

Палетка со сценой поражения врагов является предшественницей палетки царя Нармера – одного из самых известных памятников Раннеегипетского искусства, который так же хранится в Ашмолеанском музее. Эти церемониальные палетки являются свидетельством высокой культуры, вероятно, дописьменного периода.

Фигурка львицы для игры мехен. I династия (2950 г. до н. э.)

Фигурка львицы для игры мехен. I династия (2950 г. до н. э.)

Фигурка львицы из слоновой кости. Она использовалась в игре под названием мехен, где олицетворяла победу солнечного бога. Эти фигурки были найдены в царских гробницах I династии.

Группа каменных горшков и сосудов из частной гробницы в Абидосе.  (2900 г. до н. э.)

Группа каменных горшков и сосудов из частной гробницы в Абидосе.

(2900 г. до н. э.)

Статуя царя II династии Хасехемуи. (Ашмолеанский музей, Оксфорд)

Статуя царя II династии Хасехемуи. (Ашмолеанский музей, Оксфорд)

Замечательная, 2-х футовая известняковая статуя фараона Хасехемуи, который объединил страну около 5000 лет назад. Хасехемуи, чьё имя означает «Тот, Кто Светится Силой», был последним царём II династии. Он правил Египтом в беспокойное время, когда Северная часть страны восстала против правления южных царей (около 2685 года до н. э.). Хасехемуи воссоединил обе земли; как гласит надпись на его статуе, он победил 47209 врагов с Севера.

Статуя Хасехемуи является одним из важных памятников Ранней истории Египта и самой древней из всех известных статуй, изображающих египетских царей. Чтобы создать выставку в 2011 году под очень красивым названием «До пирамид», статую перевезли с одного континента на другой, так как хранится она в Ашмолеанском музее искусства и археологии при Оксфордском Университете, в Англии (Ashmolean Museum of Art and Archaeology).

Хасехемуи изображён на троне, одетый в ритуальный костюм, символизирующий обновление его силы. На голове фараона белая корона, связанная с Южным (Верхним) Египтом, где он вырос и где, возможно, пришёл к власти. Статуя выполнена в том стиле, в котором культ царя просуществовал в египетской истории последующие 3000 лет.

Специальный перевод для Клуба любителей египтологии «Ахет»: Колесьянкин Р. Б.

По материалу: William Harms. Masterworks of early Egyptian Art to be shown at the Oriental Institute. – http://archaeologynewsnetwork.blogspot.ru/2011/03/masterworks-of-early-egyptian-art-to-be.html#.URL7uR03b0R
Источник: http://archaeologynewsnetwork.blogspot.ru/2011/03/masterworks-of-early-egyptian-art-to-be.html#.UQ-XovKXXHh

АРХАИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
20 ⁄ 4 =