Искусство Врачевания в Древнем Египте

Автор: | 20.07.2015

Искусство Врачевания в Древнем Египте

«Искусство Врачевания в Древнем Египте»

Увековечивание ка (души) после смерти посредством мумификации и художественного воплощения — является широко известной практикой древних египтян. Менее известны прижизненные медицинские процедуры и их изображения.


«Искусство врачевания в Древнем Египте», специальная выставка, проходившая в Музее Искусств Метрополитен в 2005 году в Галерее Египетского Искусства на первом этаже, проливает свет на эту тему. На всеобщее обозрение было выставлено более 60 памятников из коллекции Метрополитена, относящихся к периодам начиная с Додинастического и заканчивая – Римским. Коллекцию дополнил редкий «Хирургический Папирус Эдвина Смита». Это 15-и футовый документ, одолженный Метрополитену Нью-Йоркской Академией Медицины. Куратором выставки с 13 сентября 2005 по 7 мая 2005 являлся доктор Джеймс П. Аллен из Департамента Музея Египетского Искусства.
При входе на выставку, посетителей с двух сторон встречали семифутовые тёмно-серые статуи львиноголовой богини Сехмет. Созданные из диорита статуи, датируются временем Нового Царства, правления фараона XVIII династии Аменхотепа III (1390 – 1352 до Р. Х.), отцом «фараона еретика» Эхнатона. Эта пара скульптур первоначально находилась возле заупокойного храма Аменхотепа III в Фивах, вместе с 700 другими. Сехмет богиня одновременно исцеления и умерщвления, изображает двойственную натуру многих древних ближневосточных божеств.

Египетские врачи были могущественными жрецами
Египетские врачи были могущественными жрецами. Прежде чем Верхний (Южный) и Нижний (Северный) Египет были объединены около 3100 года до Р.Х., древние египтяне уже были связанны с медициной, о чём свидетельствует известная краснолощёная керамическая миска Метрополитена с человеческими ногами (3900-3650 до Р.Х.). Она проделала путь от Новой Художественной Галереи Метрополитена, посвящённой Додинастическому искусству Древнего Египта, специально для этой выставки. Эта восхитительная маленькая скульптура из красной нильской глины, сделана в виде круглой миски с человеческими ногами, направленными так, словно они предлагают воспользоваться содержимым чаши. Возможно, предназначением чаши были ритуальные возлияния, с очищением воды из Нила (источника ежегодного возобновления культуры Египта). Чаша так же является трёхмерным художественным воплощением двухсоставного иероглифа уаб – чистый, очищенный. В начале XX века чаша с ногами считалась воплощением скульптурной каллиграфии иероглифа, который можно перевести как «брать с собой». Считалось, что подобная скульптура использовалась в гробнице для приношений усопшему, согласно погребальным обычаям Древнего Египта.

Чаша с человеческими ногами Додинастический период (3900–3650 до Р.Х.) Происхождение неизвестно Лощёная керамика. Высота 9.8 см. Диаметр 13.5 см. Музей Искусств Метрополитен
Чаша с человеческими ногами
Додинастический период
(3900–3650 до Р.Х.)
Происхождение неизвестно
Лощёная керамика.
Высота 9.8 см. Диаметр 13.5 см.
Музей Искусств Метрополитен

Основу выставки, впервые за 50 лет, составил «Хирургический папирус Эдвина Смита». Древнеегипетское понимание медицины включало в себя практические и магические знания. В текстах папируса, в переводе доктора Аллена, описываются древнеегипетские лекарства, включающие: лечение болезней горла, заговоры против ментальных и эмоциональных расстройств, и рецепты лечения: менструальных проблем, омоложения и геморроя. Рядом с папирусом была расположена мумия и саркофаги Несиамона (700 г. до Р. Х.) А так же, томографические снимки мумии Несиамона, которые показывали зрителям, что Несиамон стал жертвой серьёзной травмы.

«Папирус Эдвина Смита» XVI – XVII династия (1600 до Р. Х.) Фивы Папирус и чернила Предоставлено Нью-Йоркской Академией Медицины.
«Папирус Эдвина Смита»
XVI – XVII династия (1600 до Р. Х.)
Фивы
Папирус и чернила
Предоставлено Нью-Йоркской Академией Медицины.

Шедевром в экспозиции стала известняковая статуя Иуни начала XIX династии. Иуни был сыном Аменхотепа, известным врачом и жрецом Сехмет. Одетый в парик, одежду и обувь дворянства, Иуни изображён стоящим на коленях, обнимающим богато украшенный наос – символ святилища, со статуей Осириса, египетского бога возрождения.

Статуя Иуни XIX династия (1290-1260 гг. до Р. Х.) Известняк Высота 129 см, ширина 55 см, глубина 90,5 см Музей Искусств Метрополитен

Статуя Иуни
XIX династия (1290-1260 гг. до Р. Х.)
Известняк
Высота 129 см, ширина 55 см, глубина 90,5 см
Музей Искусств Метрополитен

Нельзя не сказать и о ещё одном памятнике, представленном на выставке. Это портрет умершего из некрополя римского периода в Фаюме, написанный по дереву с помощью техники энкаустика (сочетания пчелиного воска, смолы, яйца или льняного масла). Портрет принадлежит юноше, которого художник изобразил очень реалистично. С помощью современной науки по данному портрету было выявлено, что юноша на портрете имеет шрам на лице, который оказался следствием хирургической операции по устранению врождённой патологии зрения.

Портрет молодого человека Римский период (160 г.н. э.) Энкаустика по дереву. Высота 35 см, длинна 17,2 см Музей Искусств Метрополитен
Портрет молодого человека
Римский период (160 г.н. э.)
Энкаустика по дереву.
Высота 35 см, длинна 17,2 см
Музей Искусств Метрополитен
Рассмотренные выше экспонаты наглядно демонстрируют, что древние египтяне уделяли пристальное внимание не только загробной жизни и связанному с ней искусству мумификации, но так же, заботились и о поддержании земной жизни человека. Таким образом, выставка «Искусство медицины в Древнем Египте» рассеивает предвзятое мнение об озабоченности древнеегипетской цивилизацией культом смерти, давая более объективное представление об этой древней культуре.

По материалам выставки издан специальный каталог: Аллен Дж. П. Искусство Медицины Древнего Египта. – Нью-Йорк: Музей Искусств Метрополитен, 2005. – 116 с. Каталог включает в себя два вступительных эссе, цветные и чёрно-белые фотографии памятников, участвующих в выставке и первые цветные изображения всего 15 – и футового «Папируса Эдвина Смита». А так же полный его перевод, сделанный Джеймсом П. Алленом.
На основе материала: The Art of Medicine in Ancient Egypt: A Special Exhibition Review by Stan Parchin. – http://arthistory.about.com/library/weekly/bl_artmedanceg_rev.htm

Специальный перевод для Клуба любителей египтологии «Ахет»: Колесьянкин Р. Б.
Источник: http://arthistory.about.com/library/weekly/bl_artmedanceg_rev.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
24 + 11 =